Анализ произведения легкое дыхание бунин


Рассказы Бунина — как жемчужины, нанизанные на нитку жизни. И каждый из них — особенный. Всего пять книжных страниц занимает рассказ «Легкое дыхание», а перед читателем раскрывается целая судьба. В одной точке на перекрестке жизни сошлись судьбы трех человек: Оли Мещерской, казачего офицера и классной дамы Ольги. Действие рассказа начинается на кладбище, у могилы главной героини. Ранняя, неласковая весна, холодный ветер. И лишь «радостные, поразительно живые глаза» на фарфоровом медальоне оживляют унылую картину. Дальнейшее повествование переносит читателя в прошлое, в легкое и радостное, беззаботное и счастливое прошлое юного существа — красавицы Оли Мещерской. Но холодное дыхание смерти, увы, уже неотвратимо. Читатель знает, что Ольга мертва, и ничто не может это изменить. Главная героиня, хотя еще и очень молода, но очень красива и уверенна в. Автор, не скрывая, любуется ею и заражает этим чувством читателя. Личность, уверенная в собственных силах, всегда приковывает взгляды и ведет за. Эта смелость граничит с дерзостью. Неуемный, живой характер Ольги раскрывает сцена в учительской, где Ольге делают замечание по поводу ее не соответствующего учебному заведению внешнего вида. Но главная героиня не желает подчиняться установленным нормам и правилам. Она бунтует, но бунтует с такой улыбкой и задором, что ей трудно не симпатизировать. Она «выпаливает» начальнице, что хочет поступать со своей жизнью так, как ей вздумается. Она решительно распрощалась с детством и не намерена это скрывать. Ее ошеломительное признание объясняет читателю все те ужасные события, последовавшие далее. Всего в одном предложении, написанном в стиле сухого, газетного репортажа, на читателя обрушивается нелепость смерти, вся непрочность жизни, вся жестокость уязвленного мужского самолюбия. Ольга не знала, что чужие чувства не игрушка, играть ими опасно, за что и поплатилась жизнью. Дельнейшее было некрасиво и гадко. Офицер, объясняя свой поступок, выставил Ольгу виновницей собственной смерти, не дав ей ни малейшей скидки на молодость и горячность. Это сделало гибель юной красавицы еще нелепее и трагичнее. Рефреном через рассказ проходит судьба классной дамы Мещерской. Странную жизнь для себя выбрала эта женщина — служение какой-то идее, «заменяющей ей действительную жизнь». Сначала этой идеей был брат, которого убили, а потом и убитая Ольга. «Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств». Возникает ощущение, что только она и помнит о существовании погибшей девушки. А ведь совсем недавно Оля занимала мысли и думы многих людей. Заканчивается рассказ на оптимистичной, жизнеутверждающей ноте — подслушанным классной дамой разговором между Ольгой и ее подругой о женской красоте. Сколько очарования таится в Ольгиных словах: «но главное, знаешь ли что? А ведь оно у меня есть. Рассказ пронизан мотивом памяти, характерным для художественного мира писателя. Это придает ему необычную живость и динамизм. Воображение набирает обороты, эпизоды прошлого и будущего сменяют друг друга, делая картину событий все более объемной и выпуклой. Как будто маленькая дверца чужой жизни слегка приоткрылась и тут же захлопнулась вновь. Но из-за этой дверцы на читателя повеяло таким богатством тайны, любви, смерти, чужих мыслей и убеждений, что кажется, будто читаешь большой роман — роман, длиною в жизнь.

Смотрите также:



Коментарии:

  • А от этого рассказа у меня не случилось абсолютно никаких изменений в душе, кроме убеждения - не каждую историю стоит превращать в художественное произведение, даже если твой талант художника неоспорим. А, значит, правила не были ей чужды?